Скоро наступит зима со снегом, льдом и всяческими неожиданностями на дорогах. Новые Правила дорожного движения обязывают автовладельцев в этот нелегкий сезон менять летнюю резину на зимнюю. Правда, некоторые водители все еще сомневаются, надо ли это делать. Тем более, что у многих стоит всесезонка. Комсомольская правда в Украине уверяет: надо.
Зачем менять. “Еще раз для сомневающихся: шины менять – и никаких гвоздей! Лысая летняя резина на снежном покрытии (наледь, снег, реагенты и пр.) просто не удержит траекторию, – поясняет глава шиномонтажного комплекса в Киеве Вячеслав Сысоев. – Зимние шины имеют большую глубину протектора и много небольших канавок для увеличения сцепных свойств на снегу и обледенелой дороге”.
За счет этого тормозной путь у них короче в среднем на 4 метра. Летняя же резина на морозе становится дубовой и похожей на пластик – ее сцепные свойства на льду точно такие же, как у детских санок с ледяной горкой. Риск попасть в аварию увеличивается в разы!
Когда менять. Общее правило: переобувайте машину, когда среднесуточная температура на улице составляет 7 градусов. Именно среднесуточная, когда днем на улице может еще солнышко светить и термометр показывать больше 10 градусов, однако ночью температура уже около нуля: значит, с утра будет наледь. Так что почаще посматривайте на термометр. И не откладывайте замену шин “на завтра”, ведь немало аварий в осенний период провоцируют именно утренние наледи.
Стоит ли брать всесезонку. “То, что иностранные производители называют всесезонкой, годится для Европы с ее мягкой зимой и чистыми улицами, – считает механик Игорь Золотарев. – А украинским водителям все-таки лучше не рисковать и обувать машину исключительно в зимние шины”.
А вот эксперты настроены более категорично. По их словам, всесезонка – это просто плохая зимняя резина, которую назвали всесезонной. В некоторых странах, кстати, она вовсе запрещена как представляющая опасность для водителей и пассажиров.
Нужно тратиться на шипы. Считается, что шипы на колесах – это круто и безопасно. Но насчет безопасности можно поспорить: многие думают, что шиповка сокращает тормозной путь. Это на самом деле так, но только если вы тормозите на льду или обледенелой дороге.
А в городах, по крайней мере крупных, дороги давно уже чистят специальными составами и ледяных корок почти не бывает. В итоге торможение шипами на обычной дороге тормозной путь только… увеличивает!
Важный момент: если вы купили шины с шипами, то первые 200 км не следует превышать скорость 60 км/час, а также резко трогаться и тормозить (шипам нужна “усадка”). Кстати, можно купить уже шипованные шины, а можно – обычные без шипов, в которых предусмотрены места для их установки. Обычно на одну шину ставят от 90 до 120 шипов.
Зачем колесам цепи. Пара цепей уменьшает тормозной путь машины. Именно пара, поскольку их не ставят на управляемые колеса – при их повороте они будут задевать подкрылки и рваться. Так что переднеприводным автомобилям цепи не помогут, а вот для “классики” или полноприводных машин – самое то. Тем более их, в отличие от колес, устанавливать быстро и просто. Сегодня выпускают не только традиционные металлические, но и резинометаллические цепи. Когда последние надеты на колеса, их в движении и заметишь не сразу, поскольку сделаны они практически из той же резины, что и шины.
Брать легкосплавные диски. Их первый плюс заключается в малом весе по сравнению со штамповками. А чем ниже вес – тем выше плавность хода и лучше управляемость.
Но самое главное, что обеспечило таким дискам огромную популярность, – это красивый внешний вид. Легкосплавные диски бывают двух видов: литые и кованые. Первые всегда выглядят красиво, но они плохо противостоят коррозии и покрываются оксидной пленкой, которая портит внешний вид. А из-за своей хрупкости на крупных выбоинах и ямах они могут попросту расколоться. Кованые обладают высокой прочностью и легкостью, но, увы, за это приходится платить высокую цену: примерно в полтора раза дороже литых и в два-три раза дороже обычных стальных.
Как хранить летнюю резину.
– Делать это нужно в вертикальном положении в накачанном состоянии, иначе нарушается геометрия и неизбежны деформации.
– Балкон или холодный гараж – не лучший вариант для хранения, потому что мороз резине вреден.
– Существуют услуги по хранению на специальном складе.
– Если на лакокрасочном покрытии диска появились сколы, не поддавайтесь искушению перекрасить весь диск, закрасьте только их. Продающиеся в магазинах баллончики для окраски дисков, как правило, дают лишь мгновенный косметический эффект: во время торможения ступица и колесо нагреваются до 100 и более градусов, а через несколько секунд их окатывает ледяной водой из лужи – какая краска это выдержит? Только та, что нанесена в заводских условиях при соблюдении современных технологий покраски.
Не дарите колеса автоворам. Чем дороже диски и шины у вашего автомобиля, тем чаще будут засматриваться на них любители халявы. Так что советуем поставить на каждое колесо по одному болту-секретке. Важные нюансы:
Головка “секретки” должна откручиваться только специальным ключом. Если шляпку можно подцепить с помощью мощных клещей, отбить молотком или срубить зубилом, поищите что-нибудь понадежнее.
Крепеж должен быть надежным, но не слишком сложным, иначе он может выйти из строя под воздействием воды или грязи.
Болт не должен быть массивным, иначе будет нарушена балансировка колеса.