Девятнадцатый век – это время прогресса: промышленная революция, преемница Французской революции, идет по стопам эпохи Просвещения. Простые люди становятся предпринимателями и участвуют в построении нового мира. От листовой стали до создания автомобиля – история “Пежо” неотъемлема от благословенной эпохи изобретательства и новаций.
Братья Пежо происходят из семьи мукомолов, которые жили недалеко от Монбельяра во французском департаменте Дуб. В 1810 году эти молодые люди придумали превратить свою мельницу в фабрику по обработке металла и начали поставлять пружины местным часовщикам.
В начале девятнадцатого века в Англии изобретают паровую машину и кареты без лошадей. Эти странные транспортные средства напоминают конные экипажи, но есть одно небольшое отличие: их приводят в движение хитроумные машины. Из этой эпохи пришло к нам понятие “лошадиная сила”, используемое по сей день для определения мощности двигателя.
Между 1824 и 1882 годами постепенно создаются новые заводы Пежо, продукция диверсифицируется: пружины, инструменты, механизмы для изготовления корсетов, кофемолки (1840) и швейные машинки (1867).
Около 1860 года на свет появляется двигатель внутреннего сгорания. Вначале он работает на газо-воздушной смеси, которая взрывается попеременно с разных сторон внутри цилиндра, заставляя поршень двигаться туда-сюда. Топливо воспламеняется от свечи зажигания (мотор Ленуара, установленный на небольшую машину в 1863 году).
1876: Немецкие изобретатели ДАЙМЛЕР и ОТТО разрабатывают четырехтактный двигатель внутреннего сгорания.
В 1882 году появляются первые велосипеды, в которых используются колеса разного размера (1,86 м переднее, 0,40 м заднее). Производство велосипедов “Пежо” быстро набирает темп.
В 1884 году француз ДЕЛАМАР ДЕБУТВИЛЬ представляет первый образец автомобиля. В 1886 году БЕНЦ создает бензиновый трехколесный автомобиль, способный развивать невероятную скорость – 15 км/час. Это первый настоящий автомобиль. Француз ЛЕВАССОР становится эксклюзивным агентом по сбыту моторов ДАЙМЛЕРА во Франции. Он поставляет их таким производителям, как компании “ПАНХАРД–ЛЕВАССОР” и “ПЕЖО”.
В 1889 году на Всемирной выставке в Париже главный аттракцион – это трехколесный автомобиль “Серполетт–Пежо” (“Serpollet-Peugeot”). Но уже в начале следующего года “Пежо” осваивает двигатель внутреннего сгорания и начинает производить четырехколесный автомобиль с мотором Даймлера.
Автомобиль входит в обиход, но главным видом механического транспорта пока остается велосипед. “Пежо” – крупнейший производитель этого двухколесного аппарата –включается в спортивные состязания: в 1891 году один из первых четырехколесных велосипедов “Пежо” модели “Тип-3” участвует в первой велосипедной гонке от Парижа до Бреста и проходит 2100 километров за 139 часов!
В 1892 году “Пежо” производит 29 четырехколесных велосипедов марки “Тип-3”. Для бея Туниса создается уникальная модель, названная “Тип-4”, украшенная традиционным тунисским орнаментом.
В 1894 году журналист из французского “Petit Journal” организует “соревнования повозок без лошадей, которые приводятся в движение механической силой”. Общее число участников – 21, “Пежо” выставляет на соревнования шесть автомашин. В результате первое место разделили “Пежо” и “Панхард–Левассор”.
В следующем году “Пежо” снова отличается, выиграв гонку Париж–Бордо–Париж, первую в истории автомобильную гонку на время. Однако история увековечит тот факт, что на машине “Пежо”, прозванной “L’Eclair” (буквально – “молния” из-за склонности машины к зигзагам) впервые используются пневматические автомобильные шины поставленные братьями Мишлен.
В 1896 году Арман Пежо создает в Уденкуре “Общество автомобилей Пежо” (“Societe des Automobiles Peugeot”). В том же году из гаража пропадает машина барона Жюльена, это событие стало первым в истории угоном автомобиля – автомобиля марки “Пежо”!
1898: Префект Парижа ЛЕПИН вводит первые правила, регулирующие автомобильное движение, и устанавливает ограничение скорости 12 км/час.
В Италии в 1899 году Джованни Аньелли создает компанию “Фиат”.
На рубеже веков “Пежо” становится крупным автомобилестроителем: в 1899 году в каталог “Пежо” входит 15 моделей, от 2-местных до 12-местных машин. В 1900 году произведено 500 автомобилей и 20 тысяч велосипедов
1902: Рождение “Кадиллака” в США.
1903: Гонка Париж–Мадрид прервана в Бордо после несчастного случая, в результате которого погибли несколько водителей и зрителей. Молодому автомобильному спорту потребуется несколько лет, чтобы оправиться после этой первой трагедии.втомобилей и 20 тысяч велосипедов.