Не так давно спецталоны, дававшие право водителю нарушать все правила дорожного движения и парковаться в любом месте, можно было увидеть под стеклом чуть ли не половины авто. В рамках борьбы с коррупцией раз в несколько лет спецталонам объявляли войну, но они все равно появлялись и плодились десятками, сотнями, тысячами…
На сегодняшний день, по словам начальника штаба ГАИ МВД г. Киева подполковника Владимира Демчука, законодательством не предусмотрены документы, которые давали бы право беспрепятственного проезда или позволяли избежать наказания за нарушение ПДД. То есть спецталоны, «пропуска под стекло» сейчас не действуют, а, напротив – изымаются. «Крутые корочки» тоже не являются защитой при нарушении ПДД. Пропуска в прошлом веке
История спецталонов началась очень давно,
но популярность они начали набирать с принятием независимости.
Их стали выпускать различные ведомства, а сами талоны отличались простотой, лаконичностью, но большим разнообразием форм и красок.
С 1999 г. спецталоны стали защищать голограммами, в них стали указывать марку машины и ее номерной знак. Пропуска в XXI веке
С 2001 г. начался особенный расцвет «пропусков под стекло», связываемый некоторыми источниками с приходом к правлению ГАИ Александра Миленина.
Каждый год спецпропуска выпускали в новом дизайне, проводились операции «Документ», в ходе которых изымали старые пропуска. Но они все равно каждый год пачками расходились «налево».
С этого же времени собственные пропуска начали выпускать различные организации, не связанные с ГАИ:
Пропуска выпускали различные общества содействия милиции, ветеранские организации, фонды, журналы (как существующие, так и мифические).
Такие пропуска имитировали форму и цветовую гамму настоящих милицейских пропусков, юридической ценности не имели, но в основном были вполне законны и при определенной доле наглости могли помочь в общении с инспекторами.
В Верховной Раде тоже выпустили свои спецталоны:
Не стоит напоминать, что практически все спецталоны можно было приобрести за ту или иную сумму. Стоимость подобных удостоверений, в зависимости от «серьезности», колебалась в основном от $200 до $1000.
В 2005 г. Юрий Луценко объявил, что никаких спецталонов выдаваться не будет, но уже в 2006 г. депутатам Верховной Рады были розданы вкладыши к удостоверению народного депутата с указанием работникам ГАИ оказывать содействие при передвижении автомобилем.
Со времен Юрия Луценко, законными являются только оперативные спецталоны за подписью Министра внутренних дел. О них речь пойдет несколько дальше. Визитки
Еще одной разновидностью документов, дававших привилегии на дорогах, были (да и остаются) визитные карточки высокопоставленных чиновников. На обратной стороне владелец карточки ставил свою подпись, после чего карточка автоматически становилась документом-“вездеходом”.
Естественно, визитки никакой юридической силы не имели, но указывали на то, что их обладатели вхожи в высокие кабинеты, и с ними нужно быть поосторожнее.
Визитка плюс личная наглость – могли произвести впечатление на инспектора. Оперативные талоны
Повторюсь, с 2005 г. единственно законными пропусками являются спецталоны, которые выдаются исключительно на автомобили разведки МВД и СБУ.
Спецталон запрещает сотрудникам ГАИ осматривать водителя, пассажиров и автомобиль, инспекторы не могут требовать документы, удостоверяющие личность.
Эти спецталоны закрепляются за конкретным автомобилем, они пронумерованы, их номера внесены в базу данных МВД, а сами спецталоны заверены подписью Министра внутренних дел (на обратной стороне талона). Не трудно догадаться, что подобных талонов на дорогах Украины немного.
Спецталон имеет несколько степеней защиты, очень стоек к подделке и выдается только на автомобили, используемые в оперативных целях. К тому же, даже если инспектор не имеет права осматривать авто и требовать документы, он вполне может по базе данных (всего лишь один звонок в инфоцентр) проверить номер талона и удостовериться – за каким авто закреплен этот талон.
Учитывая то, что такой талон относится к бланкам строгой отчетности, при использовании поддельного талона или чужого талона уже не удастся легко отделаться. Такое действие (подделка документов строгой отчетности, использование заведомо подложного документа) тянет на уголовную ответственность и реальный срок до 3-х лет.
Тем не менее, находятся желающие повесить такой талон на свое лобовое стекло. А есть спрос – будет и предложение: мошенники, кроме изготовления талона, предлагают также и его регистрацию. То есть талон будет даже числиться в базе данных ГАИ.
Связанны ли эти мошенники с милицией – неизвестно, но срок оформления талона занимает 2-3 недели, а его стоимость в 2010 г. по информации “Сегодня” составляла $2500.
По непроверенным данным, стать счастливым обладателем такого, почти настоящего (или все-таки настоящего?), талона в текущем году можно за сумму в $3000-$5000 (хотя в прессе мелькают и другие суммы, вплоть до $700 000). Итог
Все-таки Украина движется к цивилизованному обществу. Вот, – отменили талоны-«вездеходы» (необходимость оперативных талонов, я думаю, вполне очевидна).
Но важнее, пожалуй, все-таки не талон под лобовым стеклом (за который можно понести уголовную ответственность), а то, какой ты водитель.
И еще раз повторю: на сегодняшний день законодательством не предусмотрены документы, которые давали бы право беспрепятственного проезда или позволяли избежать наказания за нарушение ПДД, и все попытки козырнуть талоном могут закончиться плачевно.
А в качестве завершающего аккорда приведу примеры забавных, абсолютно законных (все названия управлений, служб, должностей и т.д. изменены), но абсолютно бесполезных талонов-календарей, изготавливаемых в Российской Федерации. В нашей стране с такими наклейками далеко не уедешь – в ходе борьбы с незаконными талонами, они будут служить не «вездеходом», а, скорее сигналом для остановки автомобиля.