У автомобилей Citroen удивительная история. Не менее удивительная, чем сами модели этой уважаемой марки, которая в нынешнем году празднует свое 100-летие. Но даже на таком ярком фоне спортивные победы Citroen впечатляют.
Во времена, когда автомобильный спорт только зарождался, а знаменитого ралли Париж-Дакар, еще не было даже в проекте, в Citroen организовывали автопробеги. Да такие, что по жесткости условий передвижения, они могли дать фору современным ралли-рейдам на выживание.
От Сахары до Дакара
В 1921 году Андре Ситроен разработал первый настоящий внедорожник. Чтобы продемонстрировать его возможности, 5 автомобилей B2 10 HP, модель K1 на полугусеничном ходу были в 1922 году отправлены на покорение пустыни Сахара. И они сделали это, проехав за 21 день 3500 км. В то время, как путешествие по Сахаре на верблюдах обычно занимало 6 месяцев. И это было первое автомобильное покорение Сахары.
Автомобили выехали из алжирского города Туггурт, а приехали в Тимбукту во Французском Судане, который позже стал республикой Мали. Потом караван автомобилей развернулся и отправился в обратный путь. Команда бесстрашных путешественников состояла всего из десяти человек во главе с промышленником Джорджем-Мари Хаардтом, который был в то время управляющим директором Citroen. Его помощником был бывший офицер армии Луи Одуин-Дубрей, которого знал Андре Ситроен.
Впоследствии эти исследователи провели так называемый Черный Рейд через всю Африку в 1924 году. А в 1931 году стали участниками так называемого Желтого Рейда из Бейрута в Пекин. На модернизированных Citroen P17 они проехали это расстояние за 315 дней.
Еще одним серьезным ралли-рейдом считается 5-месячный пробег по Австралии на Citroen 5HP Torpedo. Он прошел тогда 17000 миль. Да-да – это тот самый автомобиль, который за легкость управления полюбили французские женщины. Он пользовался огромным спросом. Всего за 3 года было реализовано свыше 80 тыс. единиц Citroen 5HP Torpedo в разных кузовах. К слову, первые Citroen 5HP Torpedo были желтого цвета и их называли «маленький лимон» (цитрон).
Кто мог знать тогда, что опыт покорения пустыни и больших расстояний пригодится Citroen в спортивных соревнованиях. В частности, в чемпионатах мира по ралли и, конечно, в знаменитом ралли Париж-Дакар.
Хотя, на самом деле, все эти автопробеги, а потом и спортивные гонки, прежде всего, помогали улучшать надежность обычных гражданских автомобилей. А также внедрять в серийные модели, проверенные и отточенные в спорте новые технологии.
Маленькая Розали и большие гонки
Чтобы на практике показать надежность своих автомобилей, Андре Ситроен проводил не только автопробеги. Некоторые модели Citroen стали участвовать в автоспорте. Яркий пример – автомобиль Citroen 8CV La Petite Rosalie.
«Маленькая Розали» с мотором мощностью 8 л.с. в 1933 году проехала 300 000 км (!) на ипподроме в Линас-Монтлери со средней скоростью 93 км/ч (!). Этот заезд продолжался 134 дня и доказал прочность и качество автомобилей Citroen. Параллельно был установлен рекорд непрерывной гонки.
Впоследствии «Маленькая Розали» установила 191 международный рекорд и 106 мировых рекордов. А также положила начало будущим победам Citroen в автоспорте – в шоссейных и кольцевых гонках.
Монте-Карло и другие
После Второй мировой войны естественным толчком к участию Citroen в автоспорте стало появление в 1955 году уникального (и не только для того времени) Citroen DS19. Этот автомобиль помимо почти идеального, с точки зрения аэродинамики, и красивого кузова, имел массу технических ноу-хау, опередивших свое время.
Естественно, что ряд опытных водителей-любителей начал использовать DS в спортивных заездах. Ведь «Богиня», как называли DS, имела для этого достаточную мощность, точное и безопасное управление, и комфорт. Вот так в 1959 году DS19 оказался на стартовой линии ралли Монте-Карло. И победил!
Эта первая победа побудила руководство Citroen принять участие в соревнованиях по шоссейным гонкам. В 1963 г в компании был создан отдел по автоспорту Citroen Competition под руководством Рене Коттон. А уже в 1965 Citroen DS под управлением Пауля Тойвонена вновь побеждает в ралли Монте-Карло.
В 1969-м Citroen DS 21 Proto c укороченной задней частью под управлением Боба Нейрета выиграл в тяжелой гонке Марокко, протяженностью в 4180 км. И слово «тяжелая» тут использовано не для красоты. Из 78 участников этой гонки до финиша доехало только 7. И 5 из них – Citroen. А для того, чтобы эта победа никому не показалась случайной, тот же экипаж повторил ее и в следующем году.
1971-й год подарил любителям марки Citroen нового героя.
Тогда впервые в соревнованиях на ралли Марокко приняла участие новая модель – Citroen SM. И он сразу стал победителем. Причем, это была почти стандартная серийная модель. Поэтому, рекламная кампания смело использовала победный результат в качестве слогана: «SM: первое появление, первая победа».
Под аэродинамическим кузовом SM, разработанным Робертом Опроном, был двигатель Maserati V6 и множество новых технологий от Citroen. Например, рулевое колесо, как в современных авто, во время движения возвращалось в центральное положение (колеса становились ровно). Тут был усилитель руля, а также – по мере увеличения скорости, руль становился тяжелее. Так что, Citroen SM был воплощением не только скорости, но и безопасности, комфорта и стиля. Поэтому, в 1972 году влиятельный американский (не французский!) журнал Motor Trend наградил Citroen SM титулом «Автомобиль года». А ведь в это время в США уже был культовый Mustang.
В 1976 г Citroen CX 2400 завоевал первые 5 мест в Tour Automobile, который проходил в Сенегале.
Потом в 1984-м появляется Citroen CX 25 GTI TURBO c мотором объемом 2500 см3 мощностью 168 л.с., турбонаддувом и электронным впрыском. Он разгонял этот автомобиль до 220 км/ч.
Фаворитами ралли Марокко и ралли Монте-Карло стали появившиеся в 1987-м Citroen AX в версиях AX Sport и – AX GT. А уже в 1988 г Citroen AX Sport Turbo выиграл 7 подиумов в 10 турах Чемпионата Франции.
WRC
Имя Citroen навсегда золотыми буквами вписано в историю Чемпионата мира по ралли. А началось все с того, что в далеком 1998 году Филипп Бугальский за рулем Citroen Xsara выиграл чемпионат Франции по ралли. А потом – повторил этот успех в 1999-м.
После этих побед Citroen Xsara стал победителем Чемпионата мира по ралли на этапах в Каталонии и Корсике.
В 2001-м молодая команда, в которую входили тогда еще никому не известные Себастьян Леб и его штурман Даниэль Элена на Xsara KitCar завоевали титул чемпионов Франции среди юниоров. А потом за рулем Citroen Saxo Super 1600, стали чемпионами мира по ралли среди юниоров. И открыли новую страницу в спортивной истории Citroen. Ведь в последствии эта команда одержала в WRC 32 победы!
В 2003-м Citroen – чемпион мира по ралли, а Леб занял второе место в чемпионате пилотов. В 2004-м Citroen досрочно получил вторую корону WRC, а Леб стал чемпионом мира и лучшим пилотом. Citroen Xsara WRC 6 лет подряд приводила команду Citroen к победам.
В 2008 году Даниель Элена, Себастьян Леб и Себастьян Ожье выиграли чемпионат мира по ралли уже на новой боевой модели – Citroen C4 WRC. В этом автомобиле был 4-цилиндровый 2-литровый турбированный мотор мощностью более 300 л.с., полный привод и 6-ст секвентальная КПП. Всего на счету Citroen C4 WRC – 37 (!) побед в чемпионатах мира по ралли по всему миру.
А в 2012-м, через 10 лет после своей первой победы в WRC, Себастьян Леб и Даниэль Элена побили все рекорды в автоспорте, получив в Эльзасе 9-й титул чемпионов мира по ралли. А Citroen – получил восьмую мировую корону и Кубок производителя.
Дакар
Говорят, что история повторяется. Только на более высоком уровне. Появление Citroen ZX Rally дало возможность французской марке объединиться со своим наследием ралли-рейдов начала прошлого века.
В 1990-м на Citroen ZX Rally Пьер Лартиг и Мишель Перин выиграли гонку длиной 16 054 км. Как можно догадаться, – это была современная версия того самого ралли Париж-Пекин под названием «Желтый Рейд», которое проходило более 80 лет назад.
И это было только началом славного пути Citroen ZX Rally, который к тому моменту, уже успел занять первые два места на ралли Арагон в Испании. Первыми тогда стали сейчас уже легендарные Ари Ватанен и Бруно Берглунд. А в 1991-м они на Citroen ZX Rally выиграли 13-е ралли Париж-Триполи-Дакар ( 9 186 км).
С 1994 по 1996 год Citroen ZX Rally трижды выиграл самое жестокое ралли того времени – Париж-Дакар. В 1993-м стартовал Чемпионат мира по ралли FIA, где Citroen ZX Rally доминировал 5 лет подряд!
WTCC
Год 2013-й открыл для Citroen новые направления в автоспорте. Ведь у компании появился массовая модель Citroen C-Elysee.
В 2013-м в Citroen Racing специально для участия в чемпионате мира среди легковых автомобилей (WTCC), сделали C-Elysee с двигателем мощностью 380 л.с., 6-ступенчатой коробкой передач и 18-дюймовыми колесами. И этот автомобиль, который в народе уже успели прозвать «Селезень», сразу выигрывает Кубок производителей. А потом в 2014-2016 гг. три года подряд – три первых места в чемпионате мира среди пилотов. В 2014, 2015 и 2016 гг. Citroen C-Elysse победил в чемпионате по кольцевым гонкам WTCC и стал 3-кратным чемпионом мира. А также получил титул Чемпиона мира среди конструкторов.
Новая история, бесконечная история
Появление нового серийного Citroen C3 стало отличным поводом превратить эту модель в изысканный раллийный автомобиль. И это оказалось отличной идеей, которую воплотили в 2017-м. Раллийный С3 получил 1,6-литровый двигатель с непосредственным впрыском мощностью 380 л.с. Его переднюю часть удлинили на 55 мм, а сзади для улучшения аэродинамики установили больший спойлер. Машина весила всего 1190 кг. Раллийный С3 получил фирменную двухцветную крышу – такую же, как тогда, когда Citroen впервые стал участвовать в WRC.
В том же 2017 г Citroen C3 отличился двумя победами в Мексике и Испании и объявил о возвращении команды Citroen в большой спорт.
Но спортивная история французской марки с двумя шевронами, так же, как и 100-летняя история автомобилей Citroen, еще далека от завершения…
В ближайшее время AUTO-Consulting расскажет о культовых моделях Citroen, которые стали легендами не только французской марки, но и мировой автомобильной истории.
Источник: autoconsulting.com.ua