Украина вводит европейские стандарты автомобильного топлива, продлевая в то же время срок действия старых норм. DW выясняла, как при этом заправиться качественным топливом.
Кабинет министров Украины постановил ввести в стране европейские стандарты моторного топлива: оборот Евро-4 разрешен до 31 декабря 2020 года, а Евро-5 – не ограничен во времени. Но одновременно в августе правительство на три месяца продлило действие устаревшего дизельного топлива Евро-3. Эксперты связывают это с затянувшейся модернизацией украинской нефтепереработки.
Загадки топливной стандартизации
Переход на европейские стандарты топлива на Украине идет медленно, противоречиво и непрозрачно. Cрок действия прежних госстандартов Украины (ДСТУ) на дизельное топливо и автомобильный бензин истек еще 1 июля 2013 года. Решение о введении новых топливных стандартов было принято лишь месяц спустя. Теперь в Украину можно ввозить, производить и продавать нефтепродукты только по стандартам Евро-4 и Евро-5.
Однако одобренный правительством новый “Технический регламент по требованиям к автомобильным бензинам, дизельным, судовым и котельным топливам” так и не был официально опубликован.
Вместо этого, как сообщил в интервью DW директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн, министерство экономического развития и торговли Украины приказом от 1 августа еще на три месяца продлило срок действия утративших силу ДСТУ на дизельное топливо. Эти стандарты соответствуют Евро-2 и Евро-3. Куюн считает, что таким образом правительство пытается предотвратить остановку государственного Шебелинского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ), неспособного выпускать качественное топливо, а также обеспечить топливом старого образца устаревший автопарк и железнодорожные локомотивы.
“Сливная яма” и “автосвалка”?
Аналитик рынка не исключил, что спустя три месяца правительство вновь продлит срок действия стандарта ДСТУ, поскольку никакой модернизации устаревших НПЗ Украины не проводится. “Согласно принятому в конце 1990-х годов Национальному плану перехода на европейские стандарты топлива, мы должны были отказаться от Евро-2 и Евро-3 еще в 2008 году. Однако правительство до сих пор продлевает их действие, не вкладывая средства в техническое перевооружение украинских НПЗ”, – отметил Куюн.
Директор Киевского международного энергетического клуба Q-club Александр Тодийчук также считает пролонгацию устаревших стандартов плохой новостью. “Это может превратить Украину в сливную яму некачественного топлива из России и Казахстана. А также в автосвалку устаревших автомобилей СНГ”, – предупредил он в беседе с DW.
Секрет безопасной заправки
В настоящее время на Украину импортируется автомобильное топливо самого разного качества как из стран СНГ, так и из Евросоюза. Это позволило преодолеть монопольную зависимость от российской нефти и сформировать конкурентный рынок нефтепродуктов. Большинство автозаправок по всей Украине, которая является транзитной страной между Европой и странами СНГ, практически не отличаются от европейских. Они, как правило, оснащены бесплатным сервисом по контролю давления и подкачке колес, небольшими магазинами, телефонами и туалетами.
Нарекания украинцев вызывает не уровень сервиса, а недостаточный контроль качества топлива на заправках. Так владелец одной из последних моделей Chrysler рассказал, что заправляется только в пределах Киева, поскольку, залив ту же марку солярки на периферии, он рискует быстро засорить топливные фильтры, после чего двигатель может отказать в любой момент. Другие водители жаловались на то, что даже заправка одной и той же маркой бензина на той же заправке порой приводит к снижению тяги двигателя или даже к замерзанию топлива в морозы.
Как же избежать подобных неприятностей проезжающим через Украину иностранцам? Опрошенные водители считают, что сократить риски можно лишь покупая импортированный из европейских стран бензин на станциях хорошо зарекомендовавших себя автозаправочных сетей.