Многие водители предпочитают на майские праздники отправиться на отдых — к морю (Азовскому либо Черному) либо в Карпаты. Поездка в любое из указанных направлений связана с необходимостью преодолеть 500—1000 км. Естественно, пытаясь провести на отдыхе как можно больше времени до начала рабочих будней, многие водители стремятся отправиться в путь сразу же после окончания последнего рабочего дня — 29 апреля вечером, и ехать всю ночь, чтобы уже к утру воскресенья наслаждаться морским/горным воздухом. А затем, 2 мая, нужно проехать за ночь точно такой же путь.
Главная опасность ночной езды — сон за рулем. Неуправлямое авто даже на небольшой скорости способно привести к тяжелейшей аварии. Как же не уснуть?
5 ПУТЕВЫХ НАПОМИНАНИЙ
1. Утренняя езда в разы безопаснее ночной
Несмотря на все легенды (научно не подтвержденные) про «сов» и «жаворонков», физиологически человеческий организм настроен на сон в темное время суток и активность — в светлое. Согласно с данными Международного союза автомобильного транспорта за 10 лет, количество аварий по причине сна за рулем днем является незначительным (до 1% от всех случаев). А ночные аварии по этой причине — частое явление (больше 90% от всех случаев, остальное — вечерние часы). Свежий пример: на этой неделе водитель микроавтобуса заснул на крымской трассе и въехал в маршрутку с людьми. Результат — 6 трупов.
С точки зрения затрат по времени: выезжать рано утром или в ночь — разница небольшая. К примеру, если выехать в 21.00 из Киева в Крым, то доехать получиться не раньше обеда (скажутся усталость и ограниченная видимость). При выезде в 4—5 утра доехать можно к 15—16 часам. Теряете пару часов, зато насколько безопаснее!
2. Чем выше скорость, тем сильнее хочется спать
Украинские трассы практически не освещены, а фары у многих машин настроены неверно (слепят водителя). В результате быстрого мегания большого числа огоньков, глаза очень сильно и быстро устают. И чем выше скорость, тем быстрее наступает эта усталость и могут возникнуть даже галлюцинации — наверняка, каждому водителю хоть раз в жизни да перебегал дорогу столб. Кроме того, при высокой скорости риск попасть в ДТП в разы выше, чем при легальных 60—70—90—110 км/час (в зависимости от участка дороги).
3. Победить сон можно только сном
Многолетний опыт показывает: лучшего средства против сна, чем сон, не существует. А 15—30 минут «дрема» помогают в десятки раз лучше, чем несколько чашек кофе. Останавливаться и засыпать нужно при первых же позывах сна — борьба со сном еще никогда не заканчивалась победой человека. Один знакомый водитель рассказывал мне о том, как он однажды проснулся в поле, за 30—40 метров от обочины в машине с заведенным двигателем и не мог даже вспомнить, как он в этом месте очутился. Если бы вместо поля был овраг, проснуться он мог уже на том свете.
4. Много чашек кофе лучше не пить
Часто можно встретить советы водителю пить бодрящие напитки перед поездкой и в пути. Однако советуем не перебарщивать — 4—5 чашек способны повлиять на сердечно-сосудистую систему. Спать, возможно, и не захочется, но со смазанной картинкой дороги в глазах лучше не ехать.
5. Пассажир должен спать только сзади
Сладко посапывающий на переднем сиденье пассажир — сильный стимул для водителя заснуть тоже. Даже если организм все еще бодр, мозг настраивается на отдых. Добавим к этому монотонную дорогу — широкую, с одинаковой на вид обочиной, где «ничего не может случиться», — и получим водителя, которому снится сон о том, как он ведет автомобиль.
СОВЕТЫ ПЕРЕДНЕМУ ПАССАЖИРУ
Хотя за рулем и не вы, расслабляться нельзя — вам отведена роль штурмана-помощника. Чтобы справиться с этой задачей, рекомендуем следовать простым советам. Итак, следить нужно:
1 ЗА ДОРОГОЙ. Даже если у вас нет прав, все равно постарайтесь мысленно «посадить» себя за рулевое колесо: всматривайтесь в дорогу, особенно на перекрестках, неосвещенных зебрах и обочинах: у меня был случай, когда в 3 ночи не заметил человека, и от аварии спас только крик сидевшей впереди тещи. Также смотрите вперед — предупреждать нужно, например, если увидели грузовик или трактор, который едит без габаритов (очень частое явление).
2 ЗА ВОДИТЕЛЕМ. Многие водители необъективно оценивают свое состояние — хотят спать, но не признают этого. Более того, многие даже добавляют газу, чтобы показать свою «нормальность». В этом случае нужно настоять на отдыхе. Ведь первый признак того, что водитель уже не в состоянии управлять авто, — раздражительность и неадекватная реакция на критику. В идеале договоритесь сразу с водителем о том, что авто будет раз в 2 часа делать 10—15-минутную остановку — безопасность поездки вырастет в разы, без особой задержки.
Кроме того, нужно требовать остановки, если водитель начинает часто моргать или сильно щуриться — явно сон уже близок.
3 ЗА СОБОЙ. От «штурмана» требуется не отвлекать (например, просьбой что-то подать) и не спать самому. С водителем должен быть диалог: если не отвечает, нужно крикнуть или брызнуть водой.