Сегодня разброс цен на топливо как никогда огромен. Но почему цена одного и того же А-95 на разных АЗС отличается чуть ли не на гривню за литр? Ответ на этот вопрос искал Институт потребительских экспертиз (ИПЭ).
Эксперимент был крайне прост. Работники ИПЭ взяли 6 проб бензина А-95 в высоком ценовом сегменте и столько же – в низком и передали их на анализ в независимую лабораторию. Пробы брали на заправках в Киеве и его окрестностях. Сводные результаты таковы: среди бензинов подороже отклонений от стандартов не обнаружено, зато из более дешевых в нормативы уложилось только три. А от некоторых проб бензинов в низком ценовом сегменте за версту отдавало спиртом – они не вписывались ни в какие ГОСТы. Поскольку страна должна знать своих героев, остановимся на этих случаях подробнее. Тем более что они отражают тенденцию, распространяющуюся в целом по Украине. Можно с большой долей уверенности предполагать, что в регионах дела с качеством топлива обстоят еще хуже, чем в столице. Главным индикатором некондиционного бензина является излишек в нем этанола. По этому параметру тест в начале апреля у ИПЭ не прошли киевская заправка под брендом «БРСМ» (в с. Пролиски Бориспольского р-на) и «МС Ойл кард» (в Киеве на Межигорской). Но если у «БРСМ» превышение несущественное – всего 0,7%, то на АЗС «МС Ойл кард» предлагается бензин, на треть (!) состоящий из этанола (30,4% при нормативе не более 5%). Не менее поразительный прецедент был обнаружен на АЗС «Викинг» в Борисполе. А-95 местного разлива почти на треть состоял из бензола, что в 6 раз превышает требования, заложенные в национальном стандарте. Это своеобразный антирекорд статистики Института потребительских экспертиз за всю историю исследования качества топлива на украинском рынке. Такая концентрация бензола наносит огромный вред не только окружающей среде, но и автомобилю.
Чем опасен? Спирт активно адсорбирует воду из всего, к чему прикасается – из резервуаров нефтебазы и АЗС и даже конденсат из топливной системы. Таким образом, в мотор поступает смесь бензина с водно-спиртовыми шариками. Этиловый спирт при горении выделяет в два раза меньше тепла из-за меньшего количества в его составе углерода. Для сгорания этанола требуется намного меньше воздуха, поэтому электроника, контролирующая процесс сжигания топлива, начинает самостоятельно обогащать топливо-воздушную смесь. В результате расход горючего увеличивается на 15–20%. Сомнительная получается экономия. Что касается бензола, то это токсичное вещество, при повышенной концентрации оно приводит к насыщению выхлопных газов канцерогенным бензпиреном, который в 10 раз опаснее угарного газа. Также, не испаряясь целиком во время такта сжатия, бензол конденсируется на стенках цилиндров, смывая масляную пленку, что приводит к повышенному износу цилиндро-поршневой группы.