В конце прошлого года Citroёn отпраздновал 90-летие. Инженеры именно этого бренда были во многом новаторами и по-своему изменили ход автомобильной истории. Citroёn — это девять десятилетий технических инноваций, больших побед и рекордов, стильных решений. Французы однозначно понимают в моде, и выпускают автомобили, не похожие даже на родственников. Какова их продукция сегодня? Мы узнали об этом, протестировав любимца парижан — купе Citroёn C4 после рестайлинга.
Родом из ралли
Те, кто хоть раз смотрел чемпионат мира по ралли, с уважением оценят экстерьер Citroёn C4. Именно так выглядит машина, на которой третий год подряд непобедимый француз Себастьян Леб утирает нос соперникам по мировому первенству. Понятно, что у раллийного C4WRC гонщика и серийного С4, которое попало на тест-драйв к нам в редакцию, совпадает только силуэт, название модели да символика Citroёn на капоте. Но хочется верить, что победы в чемпионате мира не происходят просто так, а обкатанные на гоночных трассах технологии присутствуют и в массовой продукции. Это мы проверим позже, а пока встречаем по одежке.
Хотя оценивать красоту дело весьма субъективное, но в стильности Citroёn C4 не откажешь. Когда я договаривался с сотрудницей компании Citroёn Натальей Катаевой о тест-драйве и советовался, какую машину лучше взять, она настоятельно рекомендовала С4. При этом мотивировала очень лаконично и по-женски: «Он такой красавчик…» Машина действительно выделяется в дорожном потоке. Стеклянный куб задней двери, кажется, выступает за габариты машины и в случае неудачной парковки задом примет на себя удар. Но это только кажется. На самом деле под удар поставлен все-таки бампер.
Стеклянный куб задней двери, кажется, выступает за габариты машины
Учитывая менталитет французских водителей и традиции парковки в этой стране, Citroёn сделал передние крылья С4 пластиковыми. Так и повредить их сложнее, и заменить дешевле. Если вы не знаете, парижане бампером расталкивают машины на стоянках, чтобы освободить себе место. Поэтому если вы облокотились на крыло С4, и оно слишком легко деформировалось — не стоит переживать, так задумано. Кстати, пластиковая тут и крышка задней двери. А еще лючок бензобака — деталь, которую также легко отломать. Зато сам бензобак защищен от несанкционированного проникновения неожиданным способом — он на замке, и открывается только ключом зажигания. В кассу автозаправки вы всегда будете входить с висящей на брелке с ключами крышкой бензобака.
Точно так же выглядит и машина, на которой гоняет чемпион мира по ралли француз Себастьян Леб
Выглядит и воспринимается машина очень маленькой. Но на самом деле это иллюзия — ее длина больше четырех метров. Citroёn C4 вообще-то трехдверный хэтчбек, но называют его еще «купе». Существует также и пятидверная версия С4, которая позиционируется как семейная. «Трехдверка» же якобы больше заточена под спорт.
Парфюм и домкрат
Фирменная ситроеновская «фишка» — руль, у которого неподвижна сердцевина, а крутится только бублик. Приспосабливаешься к этому быстро. По-своему такая особенность даже полезна, ведь у водителя руки будут всегда там, где им и положено быть. И еще о руле. Подача звукового сигнала в городе запрещена, но в реальной жизни клаксон часто необходим для предотвращения аварии. В первой же ситуации, когда меня кто-то подрезал, я рефлекторно надавил на сердцевину руля. Но сигнала не последовало. Я ударил по центру руля уже всей ладонью, но в ответ все равно — тишина. Оказывается, у современного Citroёn есть еще одна «фишка»: активатор звукового сигнала — это тоненькая пластиковая полоска в нижней части неподвижной сердцевины руля. Поэтому нужно сначала прицелиться, потом попасть, и лишь после этого есть шанс услышать сигнал. В экстремальной ситуации это раздражает, по правде говоря. Посреди торпеды под лобовым стеклом расположился большой жидкокристаллический дисплей. На нем и спидометр, и тахометр, и другие параметры езды. Поначалу, как и неподвижная ступица руля, эта деталь слегка смущает. Но привыкаешь мгновенно, ведь сделано удобно: ты смотришь на дорогу и боковым зрением всегда видишь электронный щиток приборов.
Было бы совсем здорово, будь этот дисплей единственным. Но, увы, ниже на торпеде есть другой экран — он показывает время, параметры езды и информацию аудиосистемы. Третий дисплей расположился на уровне колен и демонстрирует настройки климат-контроля. Но это еще не все — на неподвижной ступице руля есть полоска с мелкими индикаторами ближнего или дальнего света, габаритов, аварийки и поворотников. Глаза всего два — куда смотреть-то? Ведь есть еще и зеркала! Такое многообразие важных в пути очагов внимания — перебор.
Важных дисплеев слишком много. Глаза разбегаются
Но не успеешь разозлиться, как замечаешь деталь, которая заставляет улыбнуться. В воздуховоде салона есть встроенная емкость для парфюма! В комплекте с каждым С4, наравне с домкратом и запаской покупатель обязательно получает несколько ароматов, среди которых, например, запах ванили и даже бамбука! Такое могли придумать только эстеты-французы.
Щиток приборов электронный, а в воздуховоде – французский парфюм
В C4 почти бездонный бардачок, много удобных ниш, есть места для телефона. Не хватает только отсека для очков. Курящим придется приспосабливаться: то, что вам кажется пепельницей, на самом деле — просто пластмассовый ящик. А похожие на пепельницы выдвижные полки возле водителя и пассажира внутри покрыты бархатом. Еще мне не понравилось, что кнопка аварийки расположилась на противоположной от водителя стороне торпеды, и к ней нужно тянуться.
Не могу не упомянуть ну просто гигантские, тяжелые двери купе Citroёn C4. Открыть их изнутри будет тяжело — ручка расположена ближе к дверным петлям. Потому усилие требуется очень большое и явно не женское. Кажется, что открываешь дверь лимузина премиум-класса, и не хватает охранника, который делал бы это за тебя.
Из приятных неожиданностей — на левом ребре водительского и правом пассажирского кресел есть откидные пластиковые петли, на которые нужно набрасывать ремень. Учитывая форму кузова купе, пристегнуться можно только так. И до тех пор, пока я не нашел эти петли, каждое пристегивание превращалось в акробатический номер.
В движении
Место пилота мне показалось удобным. Материалы, из которых сделана сидушка недорогие, но спина не жаловалась. Зеркала заднего вида не понравились — маловаты. Есть еще одна претензия, которая касается всех современных автомобилей с большим углом атаки лобового стекла, и в частности, Citroёn C4. В таких авто стойка сильно ограничивает обзор, а боковые треугольные форточки, в которые предлагают смотреть автопроизводители, не спасают. Есть шанс «прозевать» пешехода сбоку. Но это уже тенденция современного автомобилестроения. Наш тестовый экземпляр С4 оборудован бензиновым двигателем объемом 1,6 литра, мощностью 110 «лошадок» и пятиступенчатой механической КПП. Разгон до сотни — 10,5 секунд. У педали газа есть «провалы», к ней нужно приспосабливаться. Максимальная скорость на несколько километров не дотягивает до заявленной в паспорте и составляет 188—192 км/час. При этом забавно выглядят настройки круиз-контроля, которому можно поставить задачу разогнать машину аж до 254 км/час. И он будет честно пытаться сделать это.
Citroёn C4 цепко держится за дорогу. Ходовая – отличная
Ручная коробка передач комфортна, работает плавно и легко, шанса промахнуться не дает. Очень мягкое сцепление, которое прощает ошибки. Можно сказать, что эту машину быстро освоит даже новичок, вот-вот закончивший автошколу.
Подвеска ведет себя отлично — валкости и раскачиваний я не заметил, машина надежно цепляется за асфальт. Но плохая дорога не для нее — бьет по зубам. Эта машина низкая — я даже умудрился зацепить «пузом» классического лежачего полицейского, которого на скорости 40 км/час всегда безболезненно миновал на самых разных автомобилях. Как вы понимаете, есть проблемы и со штурмом бровок. При езде по брусчатке в салоне иногда появляются «сверчки» — что-то слегка поскрипывает. Опытным путем мы выяснили, что стоит посадить на задний диван человека — проблема сразу исчезает. Ехать заднему пассажиру будет в меру комфортно, но только не на крейсерских дистанциях. К тому же сидя на заднем сидении, очень тяжело открыть массивную переднюю дверь. Желательно иметь помощника.
О бензине. В выходной день, когда пробок нет, у меня почти получилось добиться заявленного в паспорте расхода в 7,1 литра на сотню. Мой результат — 7,5 литра. Но это если зацикливаться на экономии. Когда же едешь, как все остальные, — городской расход получается на уровне 8—9 л. Что касается «отжига» за рулем, то мой личный рекорд в городе — 15,5 л. Но для этого придется здорово постараться.
Итоги
Однозначно сформулировать отношение к Citroёn C4 сложно. У машины масса плюсов, своя харизма, а главное — характер. Это довольно стильный и удобный автомобиль, вместительный, но не очень практичный. Есть у него и свои минусы. Все же выбирая в гольф-классе между Ford Focus, Volkswagen Golf, Renault Megane или Peugeot 307 можно посмотреть и в сторону С4, за который просят 140 тыс. 900 грн. Хотя, признаюсь честно, выбери я С4, — купил бы его только в пятидверном кузове. Для ралли он не годится, а в жизни с дверями удобнее.
Первые!
Не каждая компания может похвастаться таким послужным списком новаторств и первенств, как Citroёn. История эта настолько славная, что смотреть на машины этой марки начинаешь по-другому. Именно Citroёn первым за пределами американского континента запустил конвейерное производство машин вместо ручной сборки. Эта французская марка первой сделала авто в цельнометаллическом, а не в деревянном корпусе. Они же еще в 30-е годы они стали пионерами в выпуске машины с передним приводом. Теперь это кажется обыденностью, ведь процентов 80 легковушек переднеприводные. Но тогда шаг был революционный. В 50-е годы Citroёn стал пионером в производстве авто на гидропневмоподвеске. И только потом эту технологию стали применять на других авто класса люкс. Многочисленные победы команды Citroёn в раллийном автоспорте доказали, что и здесь равных им поискать сложно. В 90-е годы Citroёn ZX четырежды становился первым в самой протяженной и сложной мировой раллийной гонке Париж—Дакар. В истории французской компании есть и до сих пор не побитый рекорд, установленный еще в 1933. Автомобиль Citroёn 8CV проехал 300 000 километров за 133 дня, продемонстрировав среднюю скорость больше 93 км/час. Это с многочисленными остановками на дозаправки, замены масел, колес и другие технические остановки. Только вдумайтесь — больше четырех месяцев непрерывной езды на скорость!
…
Гремит имя Citroёn и сегодня. Уже не один год подряд именитый француз Себастьян Леб — первый на чемпионате мира по ралли на своем Citroёn C4WRC.
Вердикт эксперта
Станислав Пеленский
Старший инструктор «Драйв-клуба Альфа Щит» Станислав Пеленский:
— Традиционный тест «объезд препятствия». Моделируем ситуацию, будто в нашем ряду внезапно появилась помеха, но остановиться уже не успеваем и поэтому вынуждены экстренно объезжать препятствие по соседнему ряду. Скорость 60 км/час — мы проваливаем упражнение и уходим в занос. Оказывается, в машине совсем нет системы курсовой устойчивости. Не имея специальных навыков, водитель такого С4 даже на небольшой скорости имеет все шансы получить проблемы.
Попытаемся еще раз преодолеть «объезд препятствия» без вспомогательной системы. На скорости 50 км/час при сбросе газа выполнить задание получается, на 55 км/час уже есть проблемы, на 60 км/час — снова провал. Это не значит, что машина плохая. Но вообще-то система курсовой устойчивости сегодня должна стоять на всех новых автомобилях. Странно, что тут ее нет, она нужна.
Из систем безопасности тут есть только ABS. Настроена она интересно — сразу не срабатывает, дает возможность тормозить без вмешательства электроники. Это хорошо, если водитель умеет работать с педалью тормоза. Учитывая, что мы не имеем системы курсовой устойчивости, в случае потери контроля лучше не стесняться и додавить тормоз. В тандеме с ABS это помогает.
Проверяем тормоза. Остановка с 60 км/час до нуля — 12 метров. Это норма. Торможение по чистому льду — 24 метра.
Хорошо откликается и педаль сцепления. КПП тросиковая, точной информативности не дает — проваливается, как клавиша фортепиано. Нужно аккуратно переключать передачи — можно легко потерять тросик, это болячка французов.
Купе С4 позволяет почувствовать адреналин
Великолепная разворачиваемость и маневренность. При своих габаритах она идеальна для городских условий и великолепна для ограниченных пространств. Слушается в поворотах хорошо. Единственное, что не нравится — педаль газа. Нажимаешь «в пол» — но разгона нет. Безусловно, делаем скидку на слабый двигатель 1,6. Выходит, машина позволяет получить адреналин — но лишь настолько, насколько позволит двигатель.
Электронный щиток приборов не мешает абсолютно. А что касается разговоров на тему цифрового спидометра — электронные часы существуют очень давно и к ним привыкли. Тут я не вижу проблемы.
Сильный наклон передней стойки и большой угол атаки лобового стекла — огромный минус. Мешает обзорности. А вот эргономика салона рассчитана великолепно.
Вывод такой: чтобы грамотно и безопасно управлять этой машиной, нужно уметь это делать, ведь электроника не помогает. В умелых руках на Citroёn C4 вы почувствовуете адреналин. Все-таки это машина чемпиона мира и одна из самых старых марок автомобилей в мире.
Спортсмен про Citroёn
Андрей Круглик
На кольцевой автотрассе «Чайка» нашу машину испытал Андрей Круглик, мастер спорта международного класса:
— Мотор 1,6 — слабенький для такого кузова. Динамики нет. Но держится за дорогу автомобиль великолепно. Когда ты быстро проходишь поворот — машина упирается и говорит: я Citroёn, я настоящий француз, и с этого асфальта никуда не уйду! Очень нравится ходовая — устойчивый автомобиль.
Пластик дешевый. К тому же, я бьюсь правым коленом о торпеду возле климат-контроля и магнитофона. «Пепельница» пластмассовая. Курящий человек примет ее за настоящую, начнет курить и она может случайно загореться (смеется).
Тормоза — ну совсем не спортивные, на активный драйв они не рассчитывались.
Мне очень нравится электронный щиток приборов. Новое — это всегда интересно.
Плохо, что на этом щитке не отображаются «поворотники» и «аварийка». Они сделали эти индикаторы на руле, причем очень маленькими, как для китайцев. Хотя машина вроде французская. В комплекте должна идти лупа, чтобы эти индикаторы в дороге рассмотреть (смеется). Как по мне, сидения не очень удобны, и будет побаливать спина. Мне они напомнили поролоновый матрас.
Резюмирую. Когда походишь к машине, то дизайн вызывает ассоциации со спортивной. Но это далеко не тот Citroёn, на котором гоняют на ралли. Снаружи – да, внутри – нет. Машина молодежная, но не для женщин – больно уж тяжелая дверь. По тормозам и ускорению этот автомобиль слабоват. Зато по управляемости хорош, отлично держится за асфальт, прогнозируем. Увы, нет никакой системы курсовой устойчивости. Для тест-драйва это хорошо, но для жизни отвратительно. Обязательно спросите перед покупкой, есть ли машины с системой курсовой устойчивости. Лично мое мнение — таких денег она не стоит.
Формула автожизни
Чтобы машина жила долго, ее нужно любить. Эксперты утверждают, что у долгой автожизни есть три важнейшие составляющие. Во-первых, автомобиль должен регулярно ездить. Во-вторых, нельзя откладывать замену и ремонт вышедших из строя запчастей, ведь иначе одна поломка тянет за собой другие, и начинается цепная реакция. Третье правило — надо использовать только качественные жидкости и смазки. Главная из них, своего рода «кровь» автомобиля — это топливо. Его авто получает ежедневно. И если топливо некачественное — появляется нагар и отложения в двигателе, засоряется система поставки «горючки», сокращается жизнь фильтров и бензонасоса, собирается мусор в бензобаке. Этот список можно продолжать. Хозяин, который любит машину, должен запомнить аксиому: экономия на топливе обходится дорого.
Наша редакция любит машины, которые тестирует. Во время испытаний техника должна показывать максимум, на который способна. Поэтому мы заправляем тестовые экземпляры автотехники только качественным бензином. Партнер тест-драйвов «Известий в Украине» — компания Formula, а топливо наших журналистских испытаний — фирменный бензин Formula Green от этой компании. Его преимущества может оценить не только автомобильный эксперт, но и любой водитель — достаточно просто заправить бак этим высококачественным бензином. Результат мы готовы предсказать заранее. Прежде всего, после заправки добротным бензином машина станет чуточку резвее, а максимальная скорость увеличится на несколько километров в час. Это не нужно для жизни, но является отличным показателем качества бензина. Следующий результат, который могут выявить сравнения дорогого бензина с дешевым, уже вполне осязаем. Для вашего кошелька. Качественный бензин усмиряет расход топлива процентов на десять, что очень немало. Проведите простую калькуляцию, и станет ясно, что ежедневное использование дорогого топлива в итоге экономит деньги. Вместе с тем происходит и долгосрочная экономия, инвестиции в будущее. Состав горючего Formulа Green предупреждает появление в двигателе отложений и даже удаляет таковые. А технологии немецкой компании BASF покрывают систему поставки топлива защитной пленкой, поддерживают форсунки в чистоте. То есть дорогой бензин дает как мгновенную экономию за счет меньшего расхода топлива, так и продлевает автомобилю жизнь. Преимущества Formulа Green особенно заметны сегодня, когда на улице мороз. Качественный бензин — это более простой утренний старт и ровная работа двигателя в суровую пору года. Не забывайте, что это топливо стандарта ЕВРО-5, а значит и выброс токсических веществ в атмосферу минимален. Увы, в нашей стране не модно говорить про заботу об экологии. Но чем больше автолюбителей выберет топливо ЕВРО-5, тем проще будет дышаться каждому из нас.
Citroёn – машина чемпиона мира и одна из самых старых марок автомобилей в мире
По материалам – izvestia.com.ua
Опубліковано 29.01.2010 в розділі: Думки експерта, Тест-драйви з мітками: Citroen C4
Бажаєте завжди бути в курсі важливих і корисних новин про все, що стосується ремонту та обслуговування автомобілів?
Підписуйтесь на нашу сторінку в Facebook!