Знаете, почему чемпионами мира стали французы — Citroen c Себастьеном Лоэбом и Renault с Фернандо Алонсо? Потому что масла и смазки для них делает французский концерн Total.
Шутка 🙂 Впрочем, в каждой шутке — лишь доля шутки…
Производители автомобилей взяли курс на резкое увеличение межсервисных интервалов. Если раньше моторное масло было принято менять через 10—15 тысяч километров пробега, то нынешние легковушки проезжают на одной заливке по 20—30 тысяч километров и более!
А это значит, что объемы выпуска масел вынужденно сокращаются. Закрываются заводы, а остающиеся предприятия переводятся на максимально технологичные циклы, требующие наименьших затрат. Уменьшаются линейки выпускаемых продуктов, номенклатура применяемых присадок…
Невеселая чаша сия не миновала и Total. Но при этом концерн сохранил пятое место в мире по общему объему производства масел и традиционное лидерство на рынках Франции, Бельгии и Африки. Из тридцати заводов закрылись лишь два. Да и кризис в индустрии заметен, по сути, лишь специалистам: потребители по-прежнему уважают марки Total и Elf, растет и количество автопроизводителей, выбирающих французские масла для заправки на конвейере. К традиционным партнерам, «местным» концернам PSA и Renault, присоединяются Opel, Mazda, Nissan…
Поэтому на одном из крупнейших заводов концерна, что расположен на окраине Руана, царит вполне деловая атмосфера. Современное, экологически чистое производство, на котором заняты всего 215 человек, располагается в нескольких километрах от центра города, где некогда сожгли Жанну д’Арк. Здесь же расположен один из филиалов компании Lubrisol — ведущего мирового производителя присадок к маслам. Впрочем, в рецептуре своих масляных продуктов Total использует и добавки собственного производства — всего их около двухсот. А вот базовые масла, которых насчитывается 40 разновидностей, французы делают исключительно сами.
За год завод в Руане выпускает более 200 тысяч тонн масел разного назначения — моторных, трансмиссионных, индустриальных. Здесь производится не только продукция брендов Elf и Total, но и других марок концерна — Lubmarine, ANTAR, ELAN. Разливает Total масла и по заказу — в банки с этикетками Motrio, Claas, Opel, Renault Truck Oils, Case, Carrefour… Всего выпускается 243 вида продуктов. А в 1998 году их было 470!
Смешивание масла происходит в основном автоматически — в тринадцати огромных баках емкостью от 24 до 160 тонн. Малые серии мешаются полуавтоматически, для чего существуют 39 чанов размером от 0,2 до 90 тонн. Все процессы, начиная от подогрева базового масла и заканчивая подачей необходимых присадок, управляются одним человеком с помощью компьютера, на мониторе которого наглядно видно происходящее в миксере.
Затем продукция поступает на фасовочные линии, а оттуда — на склады. Автоматическое хранилище надо видеть: потолок, кажется, подпирает небо, а «улицы» между полками с палетами заканчиваются где-то далеко вдали. Между рядами без устали снуют шесть роботов. И ни одного человека…
Конечно, есть в Руане и своя лаборатория для контроля качества выпускаемых масел. Но я побывал и там, где разрабатывается продукция Total и Elf, — в научно-исследовательском центре CReS, что в Солезе, неподалеку от Лиона.
Это крупнейший из трех центров концерна Total. Кругом чистота, в пруду — золотые рыбки. Но самое интересное — не рыбки и даже не миниатюрный нефтеперерабатывающий заводик, где делают мелкими сериями пробные или гоночные масла, смазки и топливо, а лаборатории. Аппаратура для трибологических испытаний, при помощи которой изучают противоизносные свойства масел и смазок, климатическая камера с беговыми барабанами (тут можно имитировать работу масла в двигателе и трансмиссии в мороз или в зной)… Есть и особое оборудование собственной разработки — например, судовой дизель, модернизированный для сравнительных испытаний одновременно двух моторных масел: каждое работает только в «своих» цилиндрах.
Широкое использование натурных испытаний масел в «живых» двигателях — это конек французов. Далеко не все компании тратятся на собственные моторные стенды — гигант Mobil, к примеру, лет пять назад вообще не имел подобного оборудования. А у Тоталя только здесь, в Солезе, почти десяток стендов. И загружены они постоянно — например, для получения фирменных допусков все новых и новых автопроизводителей. В год Total проводит стендовые испытания около четырехсот двигателей разных производителей. У нас в России почему-то бытует мнение, что французское масло годно только для французских автомобилей. Побывав в Солезе и увидев в лабораториях двигатели самых разных марок, остается только улыбаться зашоренности наших сограждан…
Total Competition
Самое интересное в Солезе — это подразделение Total Competition, где разрабатывают и делают гоночные масла, смазки и бензины.
Как повелось с конца 60-х, марка Total в основном участвует в раллийных проектах, а Elf — в Ф-1. В прошлом году спортивный успех концерна был абсолютным: Себастьен Лоэб и Фернандо Алонсо завоевали оба мировых титула!
Конечно, гоночные продукты не имеют с товарными почти ничего общего, особенно если речь идет о WRC и Формуле-1. Специалисты тут балансируют на грани возможного с химико-физической точки зрения — и на грани допустимого техрегламентом. Ведь проверки, особенно в Формуле-1, строжайшие, «химичить» тут нельзя — дисквалифицируют. Французы рассказали историю, как в открытый бензобак болида Формулы-1 попали пары средства, которым механик очищал боковые обтекатели. Позже техкомиссия выявила отличия проб бензина от номинальных — и дело чуть было не закончилось скандалом.
Так что для концерна автоспорт — это не только реклама. Ведь ее можно получить без вложений в разработку гоночных продуктов — просто купив рекламную площадь на болидах. Кто там разберется, на каком именно масле ездят автомобили… Но у французов все по-настоящему. И пусть мало что из гоночных масляных технологий можно применить в серийных маслах, зато специалисты получают уникальный опыт и учатся ответственности. Ведь от их работы зависит чемпионство и Фернандо Алонсо, и Себастьена Лоэба…
Куда течет масло
Два главных направления развития современных моторных масел — экономичность и экологичность, а совсем не повышение ресурса мотора или, скажем, мощности. Например, ученые в Солезе отмечают, что переход на масло с индексом вязкости 0W-30 дает пятипроцентную экономию топлива относительно масла 15W-40.
За последние годы интервалы замены моторного масла увеличились до 30—50 тысяч километров, а узлы трансмиссии все чаще вообще не требуют замены масла. Но дальше срок службы масла расти не будет — этого не допустят нефтехимические концерны, чтобы не наступить на уже однажды подвернувшиеся грабли. Хотя давно существуют моторные масла, на которых вполне можно ездить по 300—500 тысяч километров, — инженеры Total подтвердили, что успешно ставили подобные эксперименты.
Умом нас не понять
Украинский рынок автомобильных масел, как многое в нашей стране, специфичен. В Европе 70—80 процентов смазочных материалов реализуется через сервисные станции, где масла заливают в автомобили из 200- или 50-литровых бочек. А если европейцы и покупают канистры, то преимущественно литровые — на доливку.
У нас же картина прямо противоположная: только 10—20 процентов масел реализуется через сервисы, тогда как основная масса потребителей предпочитает переплачивать за товар, упакованный в канистры. Более того, для украинцев именно дизайн упаковки часто определяет рыночный успех масла…
В нашем автомагазине у Вас есть возможность приобрести моторные и трансмиссионные масла Total:
|
|
Моторные масла на минеральной основеTotal Classic 15W40 NEW! |
|
Опубліковано 12.11.2009 в розділі: Думки експерта з мітками: Total
Бажаєте завжди бути в курсі важливих і корисних новин про все, що стосується ремонту та обслуговування автомобілів?
Підписуйтесь на нашу сторінку в Facebook!